ООО "СП ВИС-МОС": первопроходцы горизонтально-направленного бурения.

  • 15
    июн
    2011

    Журнал "ТСР: тренды, события, рынки" июнь 2011г №7 (54), стр. 66-67 Скачать PDF

    - Александр Александрович, расскажите немного о производственной компании, которую Вы возглавляете.

    - ООО "СП ВИС-МОС" работает на рынке горизонтально-направленного бурения 17 лет, является первым предприятием, применившим метод ГНБ на территории России и все годы специализируется только в этом направлении.

    - В каких регионах вы работали.

    - На сегодняшний день из 89 регионов России, мы работали в 57. Можно сказать на себе испытали все климатические условия нашей страны. От южных широт где было +50, до заполярного круга с крайне низкими температурами. Работали также и за рубежом Германия, Греция, Индия, Казахстан, Судан. Принимали участие в реализации крупнейших международных проектов нефтегазового комплекса "Голубой поток", "Северный поток", Балтийская трубопроводная система, "Джубга - Лазаревское - Сочи".

    - Метод настолько востребованный.

    - Начнем с того что метод современен, технологичен и уникален, так как позволяет решить сразу несколько основных проблем при сооружении магистральных нефте- и газопроводов, а именно, снизить нагрузку на окружающую среду при строительстве сетей, минимизировать затраты на содержание магистральных сетей и свести к нулю риск возникновения аварийных ситуаций в процессе эксплуатации трубопроводов. И, что крайне важно для заказчика, оптимизировать финансовые и временные затраты на строительство крупных энергетических сетей, а также уйти от бесконечных согласований с природоохранными организациями. Это если говорить о масштабном строительстве в полевых условиях. Если же говорить о городских условиях, то и здесь целесообразность применение метода ГНБ более чем очевидна. Нетронутые асфальт и рельсовые пути, сохраненный ландшафт местности, бесперебойное движение транспорта и минимум земельных работ уже оценили городские администрации многих регионов. Таким образом, совпадение преимуществ метода с интересами заказчиков и приводит к высокой востребованности технологии.

    - То есть потребность в методе существует не только в ближайшей перспективе, но и на много лет вперед.

    - Абсолютно верно, мы смело можем строить стратегические планы. Для России с её бесконечно растущими сетями нефте- и газопроводов и с учетом того, что по экспертным оценкам объем добычи полезных ископаемых к 2030 году превысит в три раза пропускную способность существующих сетей, за счет их 60% износа и необходимости замены, то потенциал для дальнейшего более широкого применения метода просто огромен. Экологическую составляющую ГНБ не перекроет ни одна из существующих технологий, а для России, страны с таким количеством водных преград, искусственных дамб и каналов, развитой сетью железных и автомобильных дорог, огромным числом природоохранных территорий это крайне важно.

    - Вы очень аргументировано и обоснованно объяснили большие перспективы для метода ГНБ. А как, в свете вышесказанного, Вы оцениваете перспективы компании "СП ВИС-МОС", ведь конкуренцию никто не отменял.

    - Сразу хотел бы отметить, что рынок ГНБ очень изменился за эти годы. Если в период становления метода у заказчиков не было особого выбора, и скорее даже сами заказчики конкурировали между собой за возможность первыми заполучить поставщика услуг ГНБ, то теперь рынок бестраншейных технологий дорос уже до ценовой конкуренции.

    - Вы тоже берете ценами?

    - Нет, мы берем надежностью. Понятно, что рынок растет, условия выживания становятся более жесткими и здесь конкурентный натиск выдержит только сильнейший. На рынке ГНБ сильной считается компания, сочетающая в себе высококвалифицированные кадры, большой парк буровых машин с самыми широкими техническими характеристиками, современные компьютерные программы проходки, собственную производственную базу и экспериментальное производство. Все эти составляющие у нас имеются и позволяют работать не только в стандартных для ГНБ условиях, но и расширять границы метода. Мы уже не пытаемся, мы работаем в геологических условиях, ранее не приемлемых для ГНБ.

    Яркий пример тому участие в строительстве газопровода "Джубга - Лазаревское - Сочи" (морской вариант) в рамках увеличения производительности", инвестором которого было ОАО "Газпром", генподрядчиком ООО "Стройгазмонтаж", а заказчиком "Питер Газ".

    - Расскажите о вкладе вашей компании в реализацию этого проекта, с какими трудностями пришлось столкнуться и как вы их преодолевали.

    - Начнем с того, что укладка основного магистрального трубопровода шла по морскому дну Черного моря, а ответвления газопровода должны проходить по суше и технология ГНБ была выбрана как метод, наносящий наименьший вред экологической системе Черноморского побережья.

    Предстояло преодолеть скальные породы, большие перепады высот, работать в стесненных условиях горной местности, где строительная площадка была крайне мала, а угол входа составлял от 15° до 23° на разных объектах. Основной же проблемой стало отсутствие выхода на противоположную сторону препятствия, то есть скважина с уложенным в нее газопроводом должна была доходить только до заданной точки морского дна. С учетом всех этих факторов строительство переходов в рамках проекта было решено вести необычным для ГНБ способом, то есть не "на себя", а "от себя", с применением доталкивателя труб немецкой фирмы Herrenknecht.

    - Ранее вам приходилось на объектах сочетать технологию ГНБ с технологией доталкивания.

    - Нет. Поэтому период работы на объектах в Сочи стал периодом серьезных технологических инновационных изменений для ООО "СП ВИС-МОС". Хотя мы никогда не стояли на месте, и опираясь как на собственный опыт, так и на передовой мировой опыт в практике применения ГНБ, быстро продвигались вперед, всё же работа на строительстве объектов "Джубга - Лазаревское - Сочи" стала буквально технологическим прорывом, как для нашей компании, так и для практики применения ГНБ.

    - Все объекты в рамках проекта были сложными?

    - Да, но каждый был уникален по-своему.

    При строительстве перехода на участке "Джубга" обнаружилось серьезное отклонение от проектных значений физико-механических свойств грунтов, происходила резкая потеря циркуляции бурового раствора и его поглощение. Буровой раствор не выносил разбуренную породу, возникла угроза заклинивания инструмента. Пришлось проводить дополнительное георадарное обследования участка трассы "Джубга", после которого выяснилось, что он расположен в зоне обширного разлома, с развитой крупномасштабной трещиноватостью. Производились работы по тампонажу скважины, но все усилия оказались напрасными - раствор пропадал тысячами кубов в разломе, не появляясь на поверхности. Тогда нашим инженерам пришлось разработать целый технологический процесс, который не только позволил избежать безвозвратных потерь раствора, но и обеспечить бесперебойную циркуляцию на основе его повторного использования.

    - Трудности были только на этапах бурения скважины?

    - Нет, процесс протаскивания трубопровода тоже был очень сложным. Из-за стесненных условий горной местности не было возможности заранее приготовить и вывесить плеть, поэтому монтаж и проталкивание трубопровода оказались многоэтапными. Сварка дюкера происходила на стеллажах непосредственно перед проталкивающим устройством секциями по две трубы, вес каждой секции составлял 11,2 тонны. Соответственно, с каждой приваренной секцией, вес плети, которую доталкиватель направлял в скважину, увеличивался в разы, а с учетом угла входа 23°, это представляло серьезную угрозу создания аварийной ситуации. Чтобы трубопровод не сорвался, специалистами "СП ВИС-МОС" было разработано специальное удерживающее устройство, для фиксации трубы у входа в скважину.

    - А на участках "Туапсе" и "Новомихайловский" проблемы были аналогичными.

    - На данных участках также пришлось столкнуться с трещиноватостью скальных пород и с местными локальными разломами. Но здесь положительные результаты принесла многократная цементация скважины. Подготовка и проталкивание трубопровода на участке "Туапсе" осуществлялось также как и на "Джубге" секционно, с применением удерживающего устройства. А вот на участке "Новомихайловский", топография местности позволила заранее подготовить трубопроводную плеть к протаскиванию. Но, в связи с тем, что имеющийся у нас доталкиватель был рассчитан на большие диаметры, а здесь на переходе была труба 325 мм, инженерам компании "СП ВИС-МОС" необходимо было разработать и изготовить доталкиватель для малого диаметра. Они с этой задачей справились более чем успешно, путем модернизации буровой установки.

    - Насколько сложен подготовительный период к работам на таких объектах.

    - Если говорить о подготовке документации, изучении проектного профиля и геологии, комплектации и перебазировки буровых комплексов, то это моменты наработанные. А вот что касается выбора бурового инструмента и бурового раствора под объект, выходящий за рамки стандартных условий для ГНБ, тут всегда возникают сложности. Что-то в процессе потребует замены, доработки, на что-то придется оформить эксклюзивный заказ. Здесь очень сложная логистика. Процесс ГНБ непрерывный и, чтобы оставаться таковым, он должен быть обеспечен всем необходимым в нужном количестве, соответствующего образца, в нужном месте, в точное время. Здесь всегда приходится бороться с желанием перестраховаться и желанием не понести ненужных затрат. Уникальность, как вы понимаете, стоит недешево.

    - Как вам удается не просто наладить сотрудничество со столь крупными партнерами как ОАО "АК Транснефть", ОАО "Газпром", ОАО "Стройтрансга", ОАО "НК "Роснефть", но и перевести его на постоянную основу.

    - Мы просто строим переходы с соблюдением всех проектных параметров и, конечно же, сроков. А добиваемся этого за счет высокой профессиональной и технической составляющей, персональной ответственности каждого сотрудника за вверенный объем работы, строгого соблюдения технологического процесса и, в то же время, умения брать на себя риски, творчески подходя к их минимизации.

    - То есть творческий подход позволяет совершенствовать стандартный производственный цикл.

    - В основу нашей работы действительно заложен классический для ГНБ производственный процесс, но его составляющие таковы, что дают простор для постоянного развития. Здесь всегда присутствует ощущение, что есть к чему стремиться, предоставляется возможность преодолеть очередную высоту и тут же увидеть результат, а это дорогого стоит. Говорят сложно жить в эпоху перемен, а мы к переменам стремимся, потому что они открывают перед нами и нашими заказчиками новые возможности и большие перспективы.

    ← Вернуться к списку публикаций