ООО "СП ВИС-МОС" расширяет границы применения метода горизонтально направленного бурения (ГНБ).

  • 19
    окт
    2011

    Журнал "Нефть и Газ Евразии", сентябрь 2011, №9, стр. 56-57. Скачать PDF

    16 августа 2011 года в рамках подготовки к саммиту АТЭС 2012 закончено строительство подводного участка объекта: "Межпоселковый газопровод от ГРС г.Владивосток до потребителей природного газа о. Русский с отводом на ТЭЦ - 2 г.Владивосток Приморского края". Газ будет поступать из ГТС "Сахалин - Хабаровск - Владивосток" и использоваться как основное топливо для ТЭЦ-2 и для нужд теплоэнергоснабжения объектов саммита.

    Газопровод проходит под проливом Босфор - Восточный, для его строительства была выбрана технология горизонтально-направленного бурения (ГНБ), как метод не препятствующий судоходству и сохраняющий экосистему пролива.

    Проект уникален, так как этот подводный переход является беспрецедентным не только по длине, но и по совокупности других параметров. Его протяженность составляет по основной нитке - 2857м, по резервной - 2773м. Глубина залегания трубопровода - 30 м ниже самой глубокой точки дна. Диаметр защитного футляра 426 мм, диаметр рабочего трубопровода 273 мм. Перепад высот со стороны материка от точки входа до нижней точки скважины 140 метров, а со стороны острова Русский 100 метров.

    ООО "СП ВИС-МОС" участвовало в этом проекте на условиях субподряда по ГНБ. Заказчиком являлось ОАО "Газпромрегионгаз", генподрядчиком ОАО "Спецгазремстрой", подрядчиком по проектно - подготовительным работам ООО ИПСК "НГС-ТЕМПОБУР".

    Инженерно-технический состав компании, понимая стратегическую важность газопровода для развития Приморского края с одной стороны, и осознавая уникальность и сложность объекта, с другой стороны, уделил огромное внимание, в подготовительный период, выбору технологического подхода к строительству объекта.

    Было принято решение осуществлять одновременно бурение двух пилотных скважин навстречу друг другу с целью пересечения и формирования единого ствола. Одна буровая установка(PD-450/150 АМ) находилась на материковой части со стороны мыса Назимова, а вторая установка (PD-220/67) на острове Русский. Стыковка скважин осуществлялась на расстоянии 1800 метров от материка, и 1050 метров от острова Русский соответственно.

    Чтобы вести проходку точно по проектной траектории и осуществить стыковку с необходимой точностью, применялась одна из самых совершенных, на сегодняшний день, навигационных систем, которая при помощи компьютерной программы позволяла буровым головкам буквально "видеть" друг друга.

    Для строительства данного объекта ООО "СП ВИС-МОС" приобрело у лучших мировых производителей буровой инструмент, позволяющий работать в сверхпрочных грунтах. Но уже в ходе пилотного бурения выяснилось, что данные по геологии хотя и были достаточно близки к действительности, всё же не давали полной картины по абразивности грунта и его трещинноватости. При прочности грунта до 174 мПа, что приравнивается к прочности металла, абразивность была такова, что через 200-250 метров зубцы специальных шарошечных долот полностью стирались. Такой износ инструмента, исходя их предоставленных данных по геологии, предусмотреть было нельзя.

    Поэтому, уже в ходе ведения строительства перехода, пришлось заказывать в Австралии эксклюзивный буровой инструмент - алмазные (PDС) долота. Данные долота дороже шарошечных в несколько раз, кроме того к материальным затратам присоединились и временные. Период изготовления долот и сложные таможенно-логистические процедуры задерживали строительство, в связи с чем, сдвинулись сроки выполнения работ. Если изначально планировалось строить основную и резервную нитки трубопровода последовательно, то теперь, для минимального выхода из графика пришлось начать строительство резервной скважины параллельно с основной.

    Алмазные долота заметно оптимизировали процесс бурения и увеличили его скорость, но и они полностью стачивались через 400 - 500 метров! В мировой практике горизонтально-направленного бурения с такими потерями инструмента не приходилось работать ещё никому.

    Много сложностей представлял собой и подбор бурового раствора, его приходилось готовить на соленой воде и, используя специальный глинопорошок с присадкам достигать консистенции, которая позволяла ему не только выполнять свое основное назначение, но и реализовывать дополнительную функцию, а именно, бороться с обширной трещиноватостью по всей траектории скважины.

    Протяжка трубопровода осуществлялась с острова на материк. Из-за большой длины трубопровода, а следовательно и веса плети, было принято решение на этом этапе сочетать технологию ГНБ с технологией проталкивания. Со стороны материка буровая 450-тонная установка тянула на себя трубопроводную плеть, а со стороны острова Русский 500-тонный доталкиватель направлял плеть в скважину от себя, таким образом, снижая нагрузку на буровую установку и минимизируя возможность возникновения аварийной ситуации на этом этапе. За счет данного инженерного решения удалось успешно осуществить протаскивание трубопровода.

    Переход под проливом Босфор Восточный на сегодняшний день не имеет аналогов в мире, где уже есть примеры стыковочных переходов, сверх длинных переходов, но нет примеров стыковочных переходов практически трехкилометровой длины, выполненных в грунтах, сопоставимых с прочностью металла.

    Успех в реализации данного проекта был обусловлен тем, что инженерно-технический состав ООО "СП ВИС-МОС" сумел отойти от стереотипов не стал рассматривать несколько технологий отдельно друг от друга, а органически включил их в процесс строительства. В итоге заказчик получил уникальный переход, а технология ГНБ, благодаря "СП ВИС-МОС" не просто продвинулась на шаг вперед, а совершила рывок в будущее.

    ← Вернуться к списку публикаций