«Под полярной звездой».

  • 13
    фев
    2017

    Альманах ПАО «Транснефть», посвященный возведению МН «Заполярье Пурпе», стр. 152-159. Скачать PDF

    Строительство подводного перехода через р. Таз

    ПЕРЕШАГНУТЬ ТАЗ

    Самым сложным участком третьей очереди магистрали, безусловно, стал подводный переход магистрального нефтепровода (ППМН) через реку Таз. Это один из самых больших переходов в системе магистральных нефтепроводов «Транснефти», вместе с прибрежными участками его протяженность составляет 28 км. На такую ширину разливается река в половодье, а ширина русловой части в месте подводного перехода составляет порядка километра. Строить ППМН в таких климатических условиях, да еще и на грунтах, представляющих собой чередование многолетнемерзлых пород с песками и суглинками, ранее не приходилось. Поэтому и подготовка к сооружению перехода началась заблаговременно, в сентябре 2012 года. В первую очередь была проделана большая аналитическая работа. Специалисты АО «Гипротрубопровод», АО «Транснефть - Сибирь» и ПАО «Транснефть» изучили все аспекты будущего строительства: физико-географические характеристики района, геологические характеристики участка и гидрологические характеристики самой реки Таз. Обследование участка строительства позволило определить сроки разлива поймы, ее ширину, возможность завоза материалов и оборудования, устройства пристаней.

    Важным шагом стал выбор способа сооружения подводного перехода. Проектные институты предложили три возможных варианта прокладки трубы: траншейным способом, методом наклонно-направленного бурения и методом тоннелирования. Кроме того, они оценили техническую осуществимость предлагаемых методов, рассчитали потребность в технике, строительных материалах и конструкциях. Одним из основных критериев выбора стала экологическая безопасность крупнейшей промысловой реки региона, необходимо было исключить негативное воздействие на окружающую среду при проведении подводно-технических работ. В итоге было принято решение строить подводный переход методом наклонно-направленного бурения.

    Из-за сложности условий района, подводный переход через реку Таз было решено пройти раньше линейной части, чтобы иметь запас времени на случай непредвиденных обстоятельств. Подготовительные работы начались в июле 2013 года, благо судоходный Таз облегчил выполнение первой задачи - завоз необходимых материалов и техники. К месту строительства доставили буровые установки - главный инструмент при сооружении подводного перехода методом наклонно-направленного бурения, а также значительный объем бентонита. На обоих берегах развернулись городки строителей.

    Временем основного объема работ стала зима 2013/14 года. Наступали с обоих берегов, на каждом из которых было смонтировано по мощной буровой установке, выдающей усилие 450 и 250 тонна-силы. Установки поместили в легковозводимые ангары, внутри которых поддерживалась положительная температура. Это позволило вести бурение даже в самые сильные морозы. Всего предстояло пробурить три скважины: для основной нитки, резервной, а также для кабеля связи. Диаметр основной скважины 1600 мм, протяженность - 989 м. Чтобы получить такой размер скважины, пришлось пройти буром поперек реки восемь раз: начали с 200 мм и в каждый следующий шаг расширяли диаметр скважины еще на 200 мм. Глубина реки в месте перехода достигает 19 м, а максимально глубокая точка залегания скважины 32 м. Длина каждого дюкера основной и резервной ниток составила 1012 м. Перед протаскиванием обе километровые плети прошли гидроиспытания в зимних условиях Севера. Температура воздуха в это время доходила до -25°С, и чтобы вода не замерзла, строители возвели километровый шатер из нетканого синтетического материала и установили внутри него тепловые пушки. Испытание на прочность проходило под давлением 21 МПа, притом что обычно подводные переходы нефтепроводов проверяются давлением 14-16 МПа. Перед протаскиванием в скважины дюкеры были запасованы в специальный кожух диаметром 1200 мм, что также можно назвать уникальной технологией. Протаскивание основной нитки было завершено 2 апреля 2014 года, 14 апреля протянули и резервную нитку.

    Владимир Сергиенко. Начальник штаба строительства №1 Дирекции по строительству инвестпроекта:

    «На проект «Заполярье - Пурпе» я пришел начальником участка № 3 штаба строительства линейной части. Нашей зоной ответственности было строительсто 150 км от ГНПС № 1 до НПС № 2. Самый сложный и одновременно самый интересный период для меня - строительство подводного перехода через реку Таз. Когда мы увидели ее в паводок, были, конечно, поражены - больше 20 км сплошной воды. Сразу мысль: как строить через ЭТО подводный переход? Нужно было методом наклонно-направленного бурения (ННБ) проложить две нитки - основную и резервную, каждая по километру длиной. Подрядчик был опытный (000 «СП ВИС-МОС»), укомплектован самой современной техникой, но даже они после признавались: это была сложнейшая задача.

    ННБ - не самая простая технология. А учитывая, что в основном подводные переходы мы прокладываем традиционным траншейным способом, многое для меня было в новинку. На все про все был отведен, по сути,

    Трубу в теплоизоляции мы должны были протащить в, защитный кожух, который сварили заранее, и потом эту конструкцию - труба в трубе -протащить уже под реку. Плеть затаскивали в кожух на роликах буровой установкой, чтобы нив коем случае не повредить изоляцию. На трубу надевали специальные направляющие кольца, так как несущая способность металла и теплоизоляции разная. Чтобы протянуть такую тяжелую конструкцию в скважину, использовали спусковую дорожку. На то, чтобы протянуть трубу с одного берега на другой, ушли почти сутки. Начали мы утром, а закончили далеко за полночь. Должны были учитывать каждую мелочь, права на ошибку просто не было. Если бы что-то пошло не так, всю эту конструкцию уже вряд ли смогли бы вытащить обратно. Но все были уверены в успехе, в таких делах просто нельзя сомневаться.

    Когда закончили и выдохнули, испытал чувство опустошения. Живешь четыре-пять месяцев в постоянном напряжении, так что потом очень трудно сразу переходить в другое состояние. Выходили с площадки, когда уже все таяло, можно сказать, выбирались. Это особенный проект, совершенно ни на что не похожий. На Заполярье многое приходилось делать впервые. Все было новым, необычным. Грунты, с которыми раньше не сталкивались. На северном участке полное отсутствие транспортной инфраструктуры - проехать летом там вообще нельзя, передвигаться можно только по зимнику. Учились мы на практике. Некоторые технические решения, заложенные в проекте, приходилось менять, добавлять или совершенствовать уже по ходу дела. Для меня это был грандиозный опыт.

    Рад нашему совместному успеху: магистраль проложена и готова к эксплуатации. Теперь оглядываешься на сделанное и гордишься: это было непросто, но все же это сделано.»

    Виктор Фадеев, оператор бурового комплекса ООО «СП ВИС-МОС»:

    «На реке Таз я начал работу в ноябре 2013 года и, не считая двух небольших перерывов на отдых, практически постоянно находился на площадке. Работу свою люблю, она, конечно, тяжелая, напряженная, но ведь именно от оператора буровой установки, как ни от кого другого, во многом зависит успех всего проекта, начиная с первых метров забуривания при прохождении пилотной скважины и заканчивая протаскиванием дюкера. Мы заранее, еще на производственной базе в Ульяновске, подготовили весь буровой инструмент, включая долота и расширители, предназначенные для вечномерзлых грунтов.

    В итоге с задачей успешно справились - сказался и опыт, и то обстоятельство, что первым мы проложили переход через реку Таз для кабеля ВОЛС небольшого диаметра. Это позволило заранее «прощупать» грунты, подготовиться к бурению больших скважин.

    Самое запоминающееся на объекте - это, конечно, экстремально низкие температуры. Несколько дней в январе термометр опускался до -57°С. Но люди справлялись, и серьезных отказов оборудования не было. И причина не только в везении. Мы много лет работаем на Крайнем Севере, все оборудование у нас имеет арктическое исполнение: сами буровые установки, буровые насосы и смесители зимой находятся в теплых, автономно отапливаемых ангарах. Поэтому температура не сказалась серьезно на процессе буровых работ, которые имеют непрерывный цикл, и останавливать их просто нельзя.

    Практически на каждом объекте есть свои профессиональные вызовы, которые требуют не только напряжения сил, но и творческого подхода. Всегда самое волнующее - процесс протаскивания трубопровода, который выявляет, как были проведены предварительные работы с дюкером, как подготовлена скважина. И когда во время протаскивания дюкеров через реку Таз (и основной, и резервной ниток каждая весом 1360 т) тяговое усилие составило всего 180 т, то это как оценка «отлично» во время ответственного экзамена.»

    Александр Майер, председатель Совета директоров ООО «СП ВИС_МОС», лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники:

    «Наша организация победила в тендере на условиях генподряда на проектирование и строительство подводных переходов через реку Таз благодаря большому опыту в сооружении сложных и ответственных переходов, в том числе в условиях Крайнего Севера. Мы сразу начали серьезно готовиться к проведению работ, понимая, что непредсказуемость погоды, удаленность площадки и сложности с перебазировкой оборудования потребуют от всех слаженной командной работы. Понимая всю значимость задачи, я присутствовал и руководил производственным процессом на самом ответственном этапе -протаскивании дюкера основной и резервной ниток нефтепровода в скважину. Огромную помощь оказал нам наш заказчик в лице Дирекции по строительству инвестпроекта АО «Транснефть - Сибирь». Работа по объекту была очень напряженной, иногда даже приходилось перекраивать график строительства, с учетом сюрпризов, преподносимых погодой, чтобы успеть выполнить все в срок. Со стороны Дирекции по строительству инвестпроекта мы постоянно ощущали не только жесткий контроль, но и по-настоящему партнерскую поддержку, общую нацеленность на результат, а со своей стороны мы старались оправдать доверие, приложить максимум усилий.

    Однако главные итоги принято подводить с цифрами в руках. Здесь результат ООО «СП ВИС-МОС» выглядит более чем убедительно -плеть массой 1360 т была протянута на расстояние чуть менее километра с тяговым усилием всего 180 т! Многие специалисты говорили и продолжают утверждать, что это наши фантазии. Но это не фантазии. Теперь это - объективная реальность! И эта победа достигнута благодаря общей слаженной работе!»

    ← Вернуться к списку публикаций