Рынок ГНБ: цены, нормы и … оптимизм (по материалам «круглого стола»). Журнал «Подземные горизонты»

  • 15
    окт
    2014

    Журнал «Подземные горизонты», октябрь №3, 2014, стр. 89-95 Скачать PDF

    Рынок ГНБ: цены, нормы и … оптимизм.

     Журнал «Подземные горизонты», октябрь №3, 2014, стр. 89-95

     Прежде чем предоставить слово участникам заочного круглого стола «Российский рынок горизонтального направленного бурения: проблемы и перспективы», необходимо сделать небольшое редакционное пояснение. В процессе подготовки мы получили активную поддержку целого ряда специализированных компаний, выраженную в готовности обсуждать включенные в повестку дня вопросы. И до последнего момента ждали обещанных ответов, однако так и не получили их. Остается только надеяться, что данные «обещалкины» хотя бы в своей основной деятельности придерживаются взятых на себя обязательств. При этом отдельные «честь и хвала» тем, кто все же нашел время откликнуться на наше приглашение.

    Увеличивается ли в последнее время объем заказов на проведение работ по технологии ГНБ? Какие факторы, в первую очередь, влияют на степень востребованности этих услуг?

     А. И. Брейдбурд:

    — В настоящее время для предприятий, работающих в сфере бестраншейного строительства подземных коммуникаций, наступили не самые простые времена.

    Прежде всего, сказывается конкуренция на получение заказов во всех сегментах рынка ГНБ, а также ее резкое усиление между предприятиями, эксплуатирующими комплексы ГНБ класса «мини» и «миди». Все это формирует ряд негативных тенденций, характерных для современного этапа функционирования российского рынка ГНБ.

    Это происходит на фоне усиления диктата заказчика в ценообразовании наших работ, приводящего к вынужденному демпингу цен на эти работы со стороны предприятий, эксплуатирующих технику ГНБ. Следствием этого является существенное снижение цен и рост количества фактов выполнения работы ниже себестоимости или в районе ее предельно минимальных значений.

    В сегменте комплексов ГНБ класса «макси» и «мега» происходит дальнейшая сверхконцентрация заказов на переходы большой длины и большого диаметра. Это, к сожалению, приводит к формированию узкого, фиксированного круга генеральных подрядчиков строительства линейной части трубопроводов и нефтегазотранспортных систем и, как следствие, еще более узкого круга предприятий-подрядчиков ГНБ.

    Таков, в общих чертах, весьма неоднозначный для дальнейшего динамичного развития наших предприятий объективно сложившийся фон, в условиях которого мы в настоящее время работаем.

     Л. Р. Усманова:

    — Ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день в отрасли ГНБ, нельзя назвать благоприятной, объемы работ уменьшаются. На это влияют общая ситуация на строительном рынке, ценовой демпинг, допуск к подземным работам непрофессионалов (в том числе фирм-однодневок, не являющихся членами СРО) и отсутствие утвержденных строительных расценок.

    Однако, в связи с застроенностью городов и развитием их инфраструктуры, прокладка коммуникаций методом ГНБ становится все более актуальной. Не всегда представляется возможным и экономически целесообразным прокладывать коммуникации открытым способом. Технология ГНБ открывает широкие горизонты для подземной прокладки новых коммуникаций, замены существующих и др. Благодаря этим факторам можно говорить о популярности и растущей востребованности данного метода в долгосрочной перспективе

     И.А. Шелков:

    —      Наша компания была первопроходцем по внедрению технологии ГНБ на территории России в 1994 году, поэтому мы можем оценить рынок, так сказать, из первых рук. Для себя мы отмечаем, что объем заказов на проведение работ по данной технологии в последнее время постоянно увеличивается.

    Мы в основном специализируемся на строительстве трубопроводных переходов повышенного уровня сложности в нефтегазовом секторе (их доля в нашем портфеле заказов достигает 60%) и видим, что растет спрос на углеводороды во всех отраслях народного хозяйства, что, безусловно, приводит к развитию нефтегазовой отрасли.

    Для транспортировки углеводородов необходимо развитие соответствующей инфраструктуры, а самым подходящим видом транспорта является как раз трубопроводный.

    Если говорить об использовании технологии ГНБ в нефтегазовом секторе, то, как известно, 70-80-е годы XX века были временем экстенсивного развития нефтегазового хозяйства в СССР, когда было построено большое количество переходов различного назначения, в том числе магистральные нефте- и газопроводы открытым траншейным способом. Они в настоящее время вырабатывают свой ресурс и требуют замены.

     А.С. Кириллов:

    —      Объем заказов на проведение работ по технологии ГНБ в 2014 году снизился. В отрасли чувствуется кризис, связанный с тем, что в начале года долгое время не менялся порядок проведения тендеров в соответствии с требованиями 44-ФЗ. Несмотря на это, повышается роль факторов, влияющих на востребованность услуг ГНБ. К примеру, в крупных городах запрещена прокладка коммуникаций траншейным способом, растет потребность в реконструкции старых коммуникаций.

     Каковы основные технические проблемы, с которыми сталкиваются компании, занимающиеся ГНБ?

     Л.Р. Усманова:

    —      К основным техническим трудностям можно отнести отсутствие геологических изысканий, остатки прежних коммуникаций, не зафиксированных в данных геодезической съемки и плане, а также существующие коммуникации, не отраженные в плане либо указанные неверно.

     А.И. Брейдбурд:

    —Прокладка подземных инженерных коммуникаций методом ГНБ связана с рисками возникновения технологических и экологических проблем, непредвиденных и аварийных ситуаций, которые, в свою очередь, могут привести к нежелательным техногенным последствиям, сорвать плановые сроки сдачи объектов, вызвать удорожание строительства или сделать его экономически нерентабельным.

    Для снижения этих рисков необходимо первоочередное высокопрофессиональное решение следующих задач (в соответствии с СТО НОСТРОЙ 2.27.17-2011 «Прокладка подземных инженерных коммуникаций методом горизонтального направленного бурения»):

    1.       Обеспечение наличия достоверной инженерно-геологической и гидрогеологической информации, ее правильный учет.

    2.       Построение на стадии проектирования оптимальной трассы бурения, включая углы входа и выхода, радиусы изгиба, заглубление, длины участков и др.

    3.       Применение надежного оборудования и технологии, соответствующей инженерно-геологическим условиям.

    4.       Использование эффективных буровых растворов в объемах, достаточных для пилотного бурения, расширения скважины и протягивания трубопровода.

    5.       Использование надежных методов и технических средств контроля при бурении, расширении и протягивании трубопровода.

    6.       Обеспечение непрерывности технологических этапов между пилотным бурением, последовательным расширением бурового канала и протягиванием трубопровода.

    7.       Обеспечение допуска к проведению работ только высококвалифицированного персонала, прошедшего специальное обучение.

    Неукоснительное выполнение вышеперечисленного минимального набора требований позволит устранить многие технические и технологические проблемы, возникающие в процессе выполнения работ методом ГНБ.

    А.С. Кириллов:

    —      Главная техническая проблема — отсутствие единой обязательной базы для прокладки подземных коммуникаций (точная глубина залегания). Зачастую несовпадение схем исполнительной документации

    и реальных схем прохождения приводит к серьезным авариям. В итоге страдают как непосредственные исполнители работ, так и случайные свидетели ЧП.

     И.А. Шелков:

    —      Любая российская компания, работающая на российском рынке ГНБ, независимо от своего размера и объема работ, сталкивается с целым рядом проблем как технического, так и технологического плана. Проблемы технического характера, состоящие в наличии качественных ремонтопригодных буровых комплексов, снизили свою остроту, особенно в последние годы. Российский рынок буровых машин и запчастей получил динамичное развитие, и основной вопрос, с которым приходится сталкиваться нашим специалистам по ремонту оборудования, - сроки поставки ключевых ходовых запчастей. В своей работе мы, в частности, используем импортное немецкое оборудование, срок поставки деталей к нему составляет около месяца, что достаточно долго в условиях непрерывного производственного процесса на буровой.

    Если говорить о технологических проблемах, то одной из основных здесь традиционно являются недостаточные объемы предварительных инженерных изысканий для ГНБ. Кроме того, в ряде случаев имеет место низкое качество проектирования. Заказчики используют различную нормативную базу, что, зачастую может существенно увеличивать сроки и стоимость проектирования

     С. А. Рычков:

    — Технические проблемы, с которыми в первую очередь сталкиваются компании, работающие в сфере ГНБ, связаны с недостатком достоверной информации о состоянии подземного пространства. На качестве и сроках работ также сказываются техническая неподготовленность (когда на объекте не оказывается в достаточном объеме необходимого инструмента и оборудования), неправильный выбор типа промывочной жидкости и, конечно же, низкая квалификация технического персонала.

    Отдельно хочется сказать об инструменте для ГНБ, поставляемом из Китая, США и прибалтийских стран.

    Здесь, на наш взгляд, существуют две проблемы.

    Первая. Когда низкая цена инструмента соответствует его низкому качеству. И здесь все вроде бы справедливо: сколько заплатил, на столько и получил. Но проблема остается проблемой! Мягкая сталь, некачественные сварочные швы, плохое качество твердого сплава и загрязненность внутренней полости расширителей не соответствуют сложным и ответственным работам ГНБ и зачастую приводят, в лучшем случае, к простою работы, а в худшем — к серьезным авариям.

    Вторая. Когда стоимость инструмента, поставляемого из США, складывается не только из отпускной стоимости производителя, но и из стоимости доставки, налогов, таможенных пошлин и сборов, а также существенной наценки торгующих организаций (от 40 до 100%). Данная цена является обоснованной только в случае отсутствия производства аналогичной продукции в нашей стране. Но при наличии в России заводов по выпуску инструмента, ничем по своему качеству не уступающему импортному, считаем закупки данного инструмента в вышеперечисленных странах не чем иным, как необоснованным выводом за границу денежных средств, наносящим существенный урон российской экономике!

    Основным преимуществом сотрудничества с российскими производителями является повышение рентабельности работ в сфере ГНБ, достигаемое за счет снижения затрат на инструмент и оборудование. Наличие у компании качественного инструмента предоставляет возможность браться за более сложные объекты, повышает ее шансы на победу в тендерах.

     Ощутили ли вы в своей работе изменение требований к проведению работ по технологии ГНБ (увеличение количества согласований и разрешений, ужесточение экологических норм и др.)?

     Л.Р. Усманова:

    — В связи с тем, что технология ГНБ становится все более востребованной и популярной, соответственно увеличивается и количество нормативных и ведомственных документов. Структурируется форма подачи и предоставления нормативной документации, регламентируются разрешительные документы. Все это приводит к повышению качества работ и исключению случайных рисков.

    Считаю вышеуказанные изменения действенными и эффективными, направленными на защиту рынка от целого ряда появившихся в последнее время компаний, ставящих под удар имидж отрасли ГНБ в целом. Непрофессиональный подход приводит к многочисленным авариям и, как следствие, негативному отношению к производству строительных работ бестраншейными методами.

    При этом негативные моменты проявляются в том, что экологические требования, необходимость согласований и разрешений, ужесточение требований ПДД (перевоз крупногабаритной техники, введение ограничений по весу), массовая застройка в стесненных городских условиях приводят к затягиванию сроков получения допусков на проведение работ, а впоследствии к сжатым срокам строительства, необходимости проведения работ в ночное время.

    А.И. Брейдбурд:

    — На современном этапе в бестраншейном строительстве по технологии ГНБ сложились устойчивые требования к проведению этих работ как со стороны контролирующих органов, так и заказчиков. С нашей точки зрения, оптимальное соответствие этим требованиям обеспечивает необходимую технологическую и экологическую безопасность их проведения. Существенного увеличения количества согласований и разрешений на производство работ по технологии ГНБ в последние годы нами не обнаружено.

     А.С. Кириллов:

    —      Каждый год требования к проведению работ ужесточаются, необходимо все больше документов и согласований.

     И.А. Шелков:

    —      Да, это заметно. Мы постоянно наблюдаем увеличение нагрузки на подрядчиков ГНБ со стороны всевозможных инспектирующих органов. Если в начале 1990-х годов технология ГНБ страдала от отсутствия нормативной базы, то сейчас все более ощутим пресс ограничительных нормативных документов, вплоть до создания надуманных «опасностей» со стороны технологии ГНБ. Каждый крупный заказчик в нефтегазовой отрасли создает свою нормативную базу, не оглядываясь на остальные компании на рынке.

     Приведите пример реализации наиболее сложного проекта ГНБ с участием вашей компании. С какой основной проблемой при¬шлось при этом столкнуться?

     Л. Р. Усманова:

    —      В июле 2013 года наша компания приступила к реализации сложного и вместе с тем весьма интересного проекта. Заказчиком работ по реконструции электрических сетей для объектов зимней Олимпиады-2014 в Сочи выступило ОАО «КубаньЭнерго». Строительство кабельных каналов (футляров) под высоковольтные линии свыше 1000 кВт (пучок из 6 труб (160, 225 мм) общим диаметром до 700 мм отрезками по 100-300 м) было выполнено в полном объеме и в срок.

    Трудности возникли с обустройством пилотных скважин в сложных грунтах 4-й категории, ввиду смешанности различных пород песка, галечника и крупных валунов (до 1500 мм) с пластами аргиллита и мергеля. Серьезной проблемой также стал износ породоразрушающего инструмента, который требовал постоянного ремонта и восстановления.

     А.С. Кириллов:

    —      Наиболее сложный проект — прокладка подземных электросетей на остров в Новгородской области одним проколом протяженностью более           700 м. Сложность — недобросовестность заказчика, пришлось получать

    деньги через суд.

     И.А. Шелков:

    —      В истории нашей компании можно найти огромное количество успешно выполненных сложнейших и ответственных переходов, многие из которых не имеют аналогов ни в России, ни в мире («Голубой поток», «Северный поток», газопровод «Джубга —Лазаревское — Сочи», переходы за Полярным кругом, в рамках освоения Ванкорского нефтегазового месторождения и др.). Каждый переход неповторим и имеет уникальный набор сопутствующих трудностей.

    Например, при строительстве газопровода на о. Русский под дном пролива Босфор Восточный в рамках проекта «Сахалин -Хабаровск — Владивосток» (2010-2011), а также при строительстве подводного перехода нефтепровода через р. Таз в рамках проекта «Заполярье - Пур-Пе» (2013-2014) одна из основных проблем была связана  с логистикой.

      Если на Дальнем Востоке присутствовала элементарная удаленность от европейской части России (что вызывало большие сложности с доставкой как персонала, так и бурового оборудования и запчастей), то для реки Таз эти же проблемы усугублялись суровыми климатическими условиями Заполярья. Например, в условиях Крайнего Севера и неразвитости инфраструктуры, завоз бурового оборудования летом мог осуществляться только по воде, а зимой — только с использованием зимников.

    Надо отметить, что именно для технологии ГНБ, в силу непрерывности ее технологических процессов, характерно сверхоперативное разрешение всех возникающих технических вопросов. Соответственно, вышеназванные логистические проблемы приводили не только к удорожанию проекта, но и к огромным сложностям при организации оперативных поставок в случае необходимости дополнительных технических ресурсов.

     А.И. Брейдбурд:

    — В бестраншейном строительстве подземных коммуникаций по технологии ГНБ простых объектов не бывает.

    Каждый переход по-своему уникален и, требует полной самоотдачи всех участников процесса строительства: от оператора комплекса ГНБ до генерального директора.

    Основных же проблем, общих для всех объектов ГНБ, всего три:

    1.       Отсутствие федеральной системы ценообразования.

    2.       Отсутствие нормативно-технической документации федерального уровня, обязательной для применения.

    3.       Низкий уровень проектирования сложных и уникальных объектов ГНБ.

     Как часто вам приходится сталкиваться с недобросовестной конкуренцией? В какой мере некачественная работа фирм-однодневок сказывается на общем имидже отраслевого рынка?

     И.А. Шелков:

    — Безусловно, на рынке сейчас существует проблема демпинга и недобросовестной конкуренции со стороны фирм-однодневок, но касается это в основном маленьких переходов небольшого диаметра. Для таких тяжеловесов, как наша компания, работающих в сегменте переходов повышенного уровня сложности, это не всегда является актуальным. Но и мы время от времени сталкиваемся с такими «горе-фирмами», которые, не имея соответствующего опыта, привлекают заказчика небольшой стоимостью услуг и рьяно берутся за выполнение сложных переходов, зачастую надеясь на авось. Часто потом их самонадеянность, неподкрепленная наличием соответствующей технической базы и высококлассных специалистов, выливается в то, что они «заваливают» переход, и заказчик в панике начинает срочно искать нового подрядчика. На протяжении своей 20-летней истории наша компания неоднократно переделывала, а зачастую просто заново строила такие переходы.

    В целом можно сказать, что вмешательство фирм-однодневок в серьезный процесс взаимоотношений участников рынка ГНБ необоснованно сбивает цену, дезориентирует заказчика и в итоге приводит к дополнительным расходам с его стороны.

    И что особенно важно — такие фирмы подрывают сам имидж метода ГНБ.

     Л. Р. Усманова:

    —      Действительно, в последнее время появилось множество организаций, которые сбивают цены, нанимают дешевую рабочую силу, но в силу своей неопытности не выполняют работу. Приходится переделывать за них объекты, имидж ГНБ подрывается, заказчики в дальнейшем отказываются от использования этого метода.

    Причины неудач могут быть разными, но в большинстве случаев они связаны с человеческим фактором. На первом месте стоит халатность, на втором — непрофессионализм.

    А.И. Брейдбурд:

    —      Сталкиваться с недобросовестной конкуренцией нам приходится ежедневно. Современный российский рынок ГНБ, к нашему глубокому сожалению, характеризуется острой, зачастую нецивилизованной конкуренцией предприятий при получении того или иного заказа.

    По мнению специалистов-практиков в области ГНБ, основной причиной этого является легкодоступность процесса вхождения в рынок его новых участников, отсутствие федеральной системы ценообразования данных работ и единых требований к профессиональной квалификации компаний.

    А.С. Кириллов:

    —      Недобросовестная конкуренция — не самая острая проблема в этом бизнесе. Самая большая — это множество компаний-посредников, которые получают все «сливки» от тендеров и снижающие их «откаты».

    По мнению экспертов, одной из основных проблем сферы ГНБ в России является дефицит профессиональных кадров. Поделитесь опытом решения этой проблемы.

     А.И. Брейдбурд:

    — Российский рынок ГНБ характеризуется большим количеством высококвалифицированных команд, работающих как в специализированных фирмах, так и в подразделениях, эксплуатирующих технику ГНБ в рамках крупных производственно-строительных компаний. Профессионализм определяется не формой организации направления ГНБ и не видом компаний, а профессиональной подготовкой сотрудников на всех уровнях, а также качеством применяемой техники.

    В нашей ассоциации разработана система подготовки и повышения квалификации специалистов всех уровней, осуществляющих эксплуатацию техники и технологии ГНБ. За годы работы в учебном центре MAC ГНБ прошли обучение и повышение квалификации более 3,5 тыс. операторов комплексов ГНБ и специалистов инженерно-технического персонала.

    Очередной цикл учебных мероприятий по традиции пройдет в феврале 2015 года в санатории «Васильевский», расположенном в 20 км от города Казани.

    Ежегодный учебный семинар операторов комплексов ГНБ состоится 2-7 февраля, а ежегодный семинар повышения квалификации ИТР в области ГНБ — с 9 по14 февраля 2015 года. Учебный центр MAC ГНБ приглашает всех желающих принять в них участие

     Л. Р. Усманова:

    —У нас профессиональная команда, есть костяк, на котором все держится. Высказывание «кадры решают все» — это о нашем предприятии. Только высокий профессионализм и преданность своему делу позволяют в самых сложных ситуациях находить оптимальные решения. С радостью принимаем в свой коллектив новых людей, обучаем их, к счастью, у нас все для этого есть.

     И.А. Шелков:

    —      Если говорить о рынке профессиональных кадров ГНБ, то он конечно, в отличие от западных стран, еще находится в зачаточном состоянии. Практически нет учебных заведений, которые выпускали бы готовых специалистов в данной области, каждая крупная фирма по-своему выходит из ситуации. Поэтому еще 20 лет назад, когда в  России вообще мало кто слышал о ГНБ, мы решили проблемы с персоналом для нашей компании следующим образом. Привлекаем для работы молодых людей, часто даже в период получения ими среднего специального или высшего образования, сразу же отправляем в командировки на буровые объекты, где они в качестве учеников

    и стажеров постепенно осваивают все тонкости профессии. У нас есть опытные инструкторы-наставники, работающие в компании с момента основания. Так постепенно и сформировался профессиональный костяк коллектива. Более того, все высшие руководители компании начинали свою карьеру исключительно с работы на буровых, многие перспективные рабочие и мастера за несколько лет превратились в опытных начальников буровых комплексов.

    Тем не менее, мы стараемся, если предоставляется такая возможность, направлять своих работников на различные обучающие программы, в том числе и в Казань. В этой связи хочется поблагодарить руководство MAC ГНБ за прикладываемые огромные усилия по развитию профессионального обучения в сфере бестраншейных технологии.

     В какой мере соответствует современным реалиям нормативно-техническая база ГНБ?

     А.И. Брейдбурд:

    — На сегодняшний день отсутствует нормативно-техническая база бестраншейного строительства подземных коммуникаций по технологии ГНБ обязательного применения.

    С нашим участием разработан и введен в практику Стандарт национального объединения строителей СТО НОСТРОЙ 2.27.17-2011 «Прокладка подземных инженерных коммуникаций методом горизонтального направленного бурения». Продолжается разработка на его основе Межгосударственного Свода правил (МСП) «Подземные инженерные коммуникации. Прокладка горизонтальным направленным бурением».

     Л. Р. Усманова:

    — Единой нормативно-технической документации в области подземного строительства нет. Существующие документы носят рекомендательный характер, а у всех заказчиков услуг ГНБ разные требования. Наиболее проработанные нормативно-технические требования есть у естественных монополий (РЖД, Газпром, Роснефть и др.).

     И.А. Шелков:

    С проблемой отсутствия единой нормативно-технической базы ГНБ сталкиваются все подрядчики по ГНБ. А что касается заказчиков, то, как правило, у самых крупных из них существует собственная нормативная база. В частности, ОАО «АК «Транснефть» обладает одной из самых развитых и плодотворных нормативных баз, хотя и она постоянно дорабатывается»

    Требует ли изменений, на ваш взгляд, сложившаяся в нашей стране система ценообразования на услуги ГНБ?

     Л. Р. Усманова:

    —      Существующие на сегодняшний день методики ценообразования не полностью учитывают состав работ и затраты при использовании метода бестраншейной прокладки коммуникаций. Расценки не учитывают необходимое количество материалов (ввиду многообразия производителей), а

    также расход, стоимость, мощность оборудования, дополнительное оборудование, применяемое при ГНБ (поливомоечные машины для транспортировки воды, илососы для откачки бурового шлама, краны для раскручивания/закручивания штанг). В данной ситуации на помощь приходят ведомственные расценки, возможность их применения существенно помогает расценить работу.

     А.И. Брейдбурд:

    —      Как мы уже отмечали выше, к нашему глубокому сожалению, единая федеральная система ценообразования бестраншейного строительства по технологии ГНБ отсутствует.

    Наша ассоциация совместно с коллегами из других профессиональных союзов и ассоциаций, объединяющих профессионалов подземного строительства, в течение последних 4-5 лет проводит постоянную целенаправленную работу по решению этих сложных задач, во многом определяющих будущую динамику развития нашей подотрасли строительного комплекса. С сожалением приходится констатировать тот факт, что, несмотря на проделанную колоссальную работу, кардинальных улучшений достигнуть не удалось, в дальнейшем предстоит еще много работы в этом направлении. Задача оказалась намного сложнее, чем нам казалось на начальном этапе, но, продолжая двигаться вперед, мы уверены в ее успешном решении в обозримой перспективе.

    И.А. Шелков:

    Мы постоянно сталкиваемся в своей работе с проблемой различных ценовых баз и расценок заказчиков. Если говорить о применяемом нами бестраншейном методе прессо-шнекового бурения, то часто расценки на него напоминают XIX век, когда при строительстве траншей в России использовали только лопаты и ничего не слышали о бестраншейных методах. Такую ситуацию надо менять.

     В целом ряде мегаполисов мира запрещена прокладка коммуникаций траншейным способом. Насколько реально (целесообразно), с вашей точки зрения, введение подобного запрета (либо жестких ограничений) в Москве и Санкт-Петербурге?

     Л. Р. Усманова:

    — В Европе до 95% работ по прокладке городских коммуникаций законодательство обязует проводить с использованием технологии ГНБ. В России эта технология применяется в 50-60% случаях.

    Было бы правильным привести нормы градостроительства Российской Федерации в соответствие с требованиями международных стандартов. Введение ограничений при прокладке сетей и коммуникаций в городской среде в плане защиты ландшафта и сохранности зданий было бы полезным, причем я бы вела речь не только о Москве и Санкт-Петербурге. В России множество  

    прекрасных старинных городов с уникальной историей и архитектурой. Но, повторюсь, ограничений, но не запретов, так как не все работы можно выполнить методом ГНБ.

     А. И. Брейдбурд:

    — С нашей точки зрения, запрет на проведение работ по строительству подземных коммуникаций различного назначения на территории крупных городов по традиционным технологиям с внешней экскавацией грунта является чрезвычайно актуальным и целесообразным, особенно в исторической части этих территориальных образований. Однако в силу действия комплекса факторов субъективного характера его практическая реализация является, на наш взгляд, весьма проблематичной, во всяком случае в ближайшей перспективе.

    И.А. Шелков:

    —Любой общий запрет, в том числе и на прокладку коммуникаций открытым траншейным способом, явно вводится с большим запасом.

    Есть обстоятельства, при которых данный вариант будет наиболее оптимальным. Другое дело, если мы говорим о том, что при проектировании в качестве приоритетного должен рассматриваться бестраншейный способ. И только если в силу тех или иных причин он проигрывает, в повестку дня должен включаться вопрос об использовании траншейного метода.

     Ваша оценка перспектив развития сферы ГНБ в нашей стране.

    Л.Р. Усманова:

    — Несмотря на проблемы, отрасль ГНБ продолжает оставаться привлекательной. При общей, на первой взгляд, насыщенности представляемых услуг по ГНБ, мы понимаем, насколько огромны наши перспективы. В связи с развитием инфраструктуры необходимость бестраншейной прокладки будет только увеличиваться.

     ИЛ. Шелков:

    Мы уверены в хороших долгосрочных перспективах развития метода ГНБ в нашей стране и хотим пожелать нашим коллегам активно развивать рынок и выступать на нем достойными профессионалами.

     А. И. Брейдбурд:

    — Горизонтальное направленное бурение является хотя и важной, но всего лишь одной из множества компонент современного строительного комплекса. В связи с этим перспективы нашего развития находятся в сильной системной корреляции как с темпами и динамикой развития российского строкомплекса в целом, так и с поступательным развитием основных отраслей заказчиков наших работ (транспорта нефти, газа и продуктов их переработки, электроэнергетики, связи, ЖКХ, промышленного и гражданского строительства).

    Подземные строители — оптимисты, поэтому мы надеемся на дальнейшее динамичное развитие нашей сферы деятельности.

    ← Вернуться к списку публикаций