«Приметы полярной весны».

  • 21
    апр
    2014

    «Трубопроводный транспорт нефти» №4, 2014, стр. 26-29… Скачать PDF

    Материалы взяты с сайта ООО "ТрансПресс" - дочернего предприятия ОАО «АК «Транснефть».  

    Полностью апрельский номер журнала можно скачать по ссылке http://transpress.transneft.ru/journal/view?id=741

    ttn2_s.jpg

      
    «ПРИМЕТЫ ПОЛЯРНОЙ ВЕСНЫ».

    …СОКРОВИЩА ТАСУ ЯВА.

    Следующая наша цель — река Таз. До нее больше ЗОО км пути по тундре на север. Пейзаж за окном автомобиля меняется также стремительно, как и погода. На 190-м километре нефтепровода пересекаем полярный круг. Солнце скрылось в молочно- серой дымке, густой хвойный лес постепенно сменяется прозрачным частоколом кривоватых лиственниц, напоминающих рыбьи скелеты. А вскоре на белом покрывале тундры не остается ничего: ни деревца, ни столбика, ни травинки. Кажется, что дорога теперь уходит прямо в небо, которое по цвету ничем не отличается от земли, и нет уже ни времени, ни пространства.
    По статистике, плотность населения здесь — один человек на 10 кв. км. Неудивительно, что за несколько часов пути нам не встретилось никакого жилья. Зато посчастливилось близко познакомиться с полярной фауной. К дороге вышло целое стадо северных оленей. Для них у нас было припасено полпакета оставшегося после обеда хлеба.
    Для коренного населения олень— это все: еда, одежда, источник дохода, транспорт и верный помощник по хозяйству. В Тазовской тундре пасется самое большое в мире оленье стадо — около 200 тыс. голов. Основным занятием местных жителей по-прежнему остается оленеводство и рыбная ловля. На гербе Тазовского района изображены северный олень, осетр и нельма, девиз под ними — «Тасу Ява» — по-ненецки означает «Наша Тазовская земля». Эти промыслы, как и добычу пушнины, местные жители умело вели еще сотни лет назад. В XVII веке в Европе ходили легенды о «златокипящем» городе Мангазее, основанном на реке Таз по указу Бориса Годунова и упраздненном в царствие Алексея Михайловича. А в ХХ веке люди нашли здесь новые сокровища: богатейшие месторождения нефти и газа.
    …Утром в неболышой тазовской поселковой гостинице, помнящей еще газовиков-первопроходцев, сквозь окна, почти доверху занесенные снегом, пробивается по-дневному яркое солнце. Первая мысль: «Проспали!» Но на часах всего пять утра. Это тоже одна из примет полярной весны — еще пара месяцев, и светило вообще перестанет заходить за горизонт.

    ОЛЕНЬ ТРУБЫ НЕ БОИТСЯ.

    В пойме реки Таз вовсю кипит работа. Длинные плети трубопровода ровно уложены на бровке вдоль траншеи. Повсюду экскаваторы, тракторы, сварочные колонны, апервым нас встречает опять-таки северный олень. Похоже, строители и техника его нисколько не пугают. При строительстве магистрали Заполярье — Пурпе учитываются все пути миграции этих животных. Через каждые 50 км предусмотрены оленьи переходы, где труба уходит под землю, об их местонахождении оповещены все оленеводы и родовые общины.
    Общая протяженность подводного перехода вместе с пойменной частью 26,5км. Именно на такое расстояние разливается Таз в период половодья. В пределах поймы труба укладывается под землю, чтобы исключить любое ее смещение во время паводка. А во избежание размыва транше и ее дно и верхняя часть выстилаются грунтовыми гео-модулями, наполненными песком.
    Буровые установки — по одной на каждом берегу — здесь не только бурят скважины, но и протаскивают сквозь них дюкер. Трубопровод протяну сквозь километровый стальной кожух. Это сделано для того, чтобы максимально защитить покрытую слоем изоляции трубу от внешних воздействий.
    — Технология, в принципе, не новая, — знакомит нас с необычной конструкцией начальник участка №3 строительства линейной части ДСИП ОАО «Сибнефтепровод» Владимир Сергиенко. — Но, как видите, здесь применены опорно-направляющие кольца и ролики, которые позволили максимально снизить нагрузку на тянущую трубу буровую установку.
    В отличие от подводного перехода через Пур на Тазе работы начали с основной нитки. Способ прокладки — горизонтально-направленное бурение. Он выбран для того, чтобы полностью исключить негативное влияние на окружающую среду.
    Таз — река заповедная, единственный источник питьевой воды и место основного промысла коренного населения. Здесь водятся ценнейшие породы рыб, в том числе муксун, нельма и осетр. Многие виды занесены в Красную книгу. Президент ОАО«АК«Транс-нефть» Николай Токарев поддержал предложение губернатора Ямало-
    Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина построить на территории Тазовского района рыборазводное предприятие для восстановления популяции ценных пород и сохранения традиционного ненецкого промысла.
    Для прокладки дюкера под рекой пробурили три скважины по дну под основную нитку, вторую под резервную, третью под кабель связи. Диаметр основной скважины 1600мм, ее длина 989м. Глубина реки в месте перехода достигает 21 м, а максимально глубокая точка залегания скважины24м.
    — Процесс бурения длительный и достаточно трудоемкий, — поясняет Владимир Сергиенко. — Он проходил в несколько этапов. Мы начали с пилотной 200-миллиме-тровой скважины и затем восемь раз увеличивали диаметр, пока не вышли на нужный размер.
    Буровые работы вела подрядная организация ООО «СП«ВИС-МОС», предприятиес20-летним опытом. На счету оператора бурильной установки Геннадия Манзурина множество горизонтальных скважин, самая длинная из них—2800м — на острове Русский. Геннадий считает, что работа на реке Таз — одна из самых сложных и интересных:
    — Первый раз столкнулся с такой конструкцией дюкера. То, что труба протягивается прямо в кожухе, — это уникальная технология. Добавьте к этому тяжелые климатические условия: почти километр чистой проходки в мерзлоте с учетом изгиба под рекой.
    — После того как труба упакована в кожух, ее перекладывают на роликовые опоры и при помощи специальной штанги соединяют с буровой установкой, — подключается к разговору генеральный директор ООО «СП«ВИС-МОС» Руслан Ярош. — На объекте сейчас находятся порядка 200человек и 60 единиц техники. Beсна торопит — до 20 апреля нужно успеть полностью закончить все работы по обустройству подводного перехода.
    А пока в 23часа 10минут 2апреля было завершено протаскивание основной нитки дюкера на ППМН под рекой Таз.
    .. .Путешествуя по Заполярью, мы узнали, что у ненцев появилась еще одна забавная примета: если строители торопятся, значит скоро весна.
    ← Вернуться к списку публикаций